Как жаль, что вот этому в школах не учат ... Как мы выбрали систему ценностей
Наверное, самое важное, что можно узнать о себе – это собственную систему ценностей. Почти всё, что мы делаем, отражает нашу личную систему ценностей. Что мы подразумеваем под ценностями? Наши ценности – это то, чего мы хотим от жизни. Никто не рождён с набором ценностей. Кроме базовых физиологических потребностей – воздуха, воды и еды – большинство наших ценностей приобретены после рождения.
Примером приобретённых ценностей в Америке двадцатого столетия является внушение человеку необходимости накопления денег. Нет понятия «врождённой» потребности в деньгах. Это ценность, прививаемая нашей культурой. Когда нам было около двух лет, мы выучили, что за пенни можно купить конфетку. Мы слышали, как взрослые с явным одобрением говорят: «У него много денег.» По мере взросления мы наблюдали прямую взаимосвязь между деньгами и лучшими автомобилями, более красивыми домами, более изысканной одеждой и т.д. Чувство собственного достоинства стало ассоциироваться с деньгами. С годами мы постепенно приобрели систему ценностей, заставившей нас ценить деньги настолько, что мы тратим большую часть жизни, собирая доллары.
Если бы мы выросли в обществе, где люди не ставят в приоритет материальное богатство, деньги были бы не так важны в нашей системе ценностей. На острове Самоа еда в изобилии. Кокосы и фрукты растут сами по себе, в море много рыбы, одежда практически не нужна, и не займёт много времени соорудить соломенную хижину из растений, доступных на каждом шагу. В таком обществе людям нет нужды работать ради денег. Выросшие в этом окружении не проявляют жадности, конкуренции и скупости.
Когда культура находится в переходной стадии, возникает конфликт ценностей, которые часто приводят к враждебности и несчастью. Большинство людей в Америке двадцатого века имеют конфликт ценностей, включающий искренность и желание денег. Предположим, торговец объявляет о распродаже, продавая убыточный товар – например, синтетическую футболку за $1.49. Но если бы набежало куча народа для покупки этой футболки, они бы обнаружили лишь шесть футболок по такой цене. Конфликт ценностей почувствует и торговец и покупатели. Современная изменчивая культура держит нас в постоянном конфликте.
Но ценности не всесильны и не вечны. Они по большей части созданы чувствами людей. «Ценности что отдельной личности, что группы людей любых размеров постоянно меняются» - советует Ральф Борсоди:
Сегодня они меняются быстрее, чем когда либо. Приобретение и внушение ценностей начинается с рождения, когда родители либо признают, либо отвергают своего ребёнка; ценности, приобретённые или внушённые в первые годы жизни откладываются в нашем подсознании настолько глубоко, что изменить их очень сложно, но возможно, и сделать это сегодня гораздо легче, чем когда либо.
Можно проверить ценность, задав вопрос: «Принесёт ли это нам счастье?» В ценности нет ничего абсолютного – дело не в понятиях «правильно» или «неправильно», «правда» или «ложь», «хорошо» или «плохо». Лучше спросить: «Как наши ценности влияют на счастье в настоящем и будущем?»
Случайность места и времени рождения определяет, какие ценности мы приобретаем. Несколько лет или несколько километров могут иметь огромное значение. И хотя мы знаем, что никто не рождён с набором ценностей, некоторые из них кажутся нам «врождёнными» и «естественными». Мы всегда чувствуем себя неловко, встречая людей с другими ценностями. Они ведут себя «неправильно».
Жак Фреско, один из авторов книги, посетил один из полинезийских островов Бора-Бора тридцать лет назад. Он взял с собой тридцать карманных зеркал, сотни бусинок и другие вещи, чтобы использовать их вместо денег. Фреско показал эти подарки нескольким аборигенам и затем положил их в свой чемодан. Когда он вернулся в своё жилище через несколько часов, то с удивлением обнаружил, как мужчины и женщины спокойно раздают его бусы, зеркала и другие побрякушки своим полинезийским друзьям. Он вмешался и спросил в чём дело. Один из старейшин сказал, что у Фреско было больше, чем ему нужно и что стыдно видеть столько прекрасных вещей лежащими без дела.
Когда Жак достаточно подружился с полинезийцами, он вскользь промолвился, что не отказался бы от их помощи в постройке каноэ с бортами. Они собрались в кучку и ушли, не сказав ни слова. Несколько дней спустя они принесли каноэ с бортами и вручили ему этот щедрый подарок. В течение следующих двух недель у Жака не было времени воспользоваться их подарком. Они пришли к нему и с недовольным видом унесли каноэ.
«Почему вы забираете моё каноэ?», - спросил Жак. Один старый полинезиец подошёл и с раздражением сказал: «Мы дать тебе лодка. Ты не пользоваться. Мы забирать назад».
Фреско понадобилось некоторое время, чтобы полностью понять смысл такой системы ценностей, основанной на нужде и пользе, чем на собственности.
Множество наших с вами сегодняшних ценностей были выдуманы тысячи лет назад в мире нехватки ресурсов. К примеру, в прошлые столетия требовалось около двадцати фермеров для производства количества пищи, необходимого для пропитания одного горожанина. Чтобы чувствовать себя полноценным в таком мире, было нормально иметь систему ценностей, поощряющую тяжёлый труд и бережливость.
Дефицит ресурсов прошлого вынудил человека высоко ценить владение как можно бóльшим количеством вещей. Владение определёнными инструментами позволяло человеку зарабатывать на жизнь. Если бы у него их украли, его способность выжить была бы под угрозой. Владение материальными вещами стало определять чувство собственного достоинства. В некоторых культурах прошлого в частную собственность входило даже владение женщинами. Женщин можно было купить и продать на рынке. Даже в двадцатом веке присутствует конфликт в системе ценностей по мере эволюции статуса женщин от собственности к свободным людям.
Из книги: «Взгляд в будущее» Кеннет С. Киз, Мл. и Жак Фреско